Развитие личности

Развитие личности
процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностноопосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. А. В. Петровский
* * *
– это развитие ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта. Различают ряд ступеней в индивидуальном развитии человека: ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелый, пожилой. Психические изменения в личности нельзя объяснять только механическим взаимодействием биологического и социального. Историко-эволюционный подход рассматривает взаимодействие между природой, обществом и личностью. В этой схеме биологические свойства личности (например, тип нервной системы, задатки) выступают как безличные предпосылки ее развития, которые в процессе жизненного пути становятся результатом этого развития, общество выступает условием осуществления деятельности, в ходе которой человек приобщается к миру культуры. Основанием и движущей силой Р. л. является совместная деятельность, в которой осуществляется усвоение личностью заданных социальных ролей. Преобразуя нормативно-ролевую деятельность в ситуации выбора, личность заявляет о себе как об индивидуальности, жизненный путь которой часто становится историей отклонения альтернатив.

Предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда, общения с другими людьми, самообразования.



Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Развитие личности" в других словарях:

  • развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — объективный процесс становления и обогащения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации. В процессе… …   Профессиональное образование. Словарь

  • развитие личности — asmenybės vystymasis statusas T sritis švietimas apibrėžtis Kokybinis asmenybės kitimas ontogenezėje (vaikystėje, paauglystėje, jaunystėje, brandos ir vėlesniais amžiaus tarpsniais). Vystymosi veiksniai yra šie: • endogeniniai (genai, įgymiai,… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Развитие личности патологическое — – общее название следующих вариантов патологического развития личности: 1. конституциональное патологическое развитие (наблюдающееся у пациентов с ядерной психопатии); 2. постпроцессуальное патологическое развитие (чаще или, в основном,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Развитие личности — процесс закономерного изменения личности в результатеее социализации. Обладая природными анатомо физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступаетво взаимодействие с окружающим миром, овладевая… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс закономерного изменения личности в результате ее социализации. Обладая природными анатомо физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая… …   Педагогический словарь

  • Развитие личности — Процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Развитие личности патохарактерологическое — – вариант патологического развития личности, ведущего к формированию «краевой» (то есть приобретённой психопатии, в первую очередь шизоидной). Сообщается, что такое развитие совершается по определённому сценарию. Так, данные В.А.Гурьевой и… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Развитие личности параноическое — – патологическое развитие психопатической личности (чаще паранойяльного круга) с образованием сложной и последовательной системы сверхценных идей определённого содержания, с которыми обычно бывает связано неадекватное поведение. Например, сутяжно …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»